Учебно-методический комплекс «Контроль эксплуатации объектов газотранспортной системы на основе формуляра целевых проверок (ФЦП)»
Учебно-методический комплекс

Назначение и область применения:
Учебно-методический комплекс предназначен для осуществления полного цикла теоретического, практического обучения и итоговой аттестации руководителей, специалистов и рабочих, осуществляющих контроль эксплуатации объектов газотранспортной системы с использованием ресурсов информационно-управляющей системы «Формуляр целевых проверок» (ИУС «ФЦП»). Обеспечивает подготовку к практическому использованию современной информационной технологии планирования, организации, осуществления и обработки результатов проверок технического состояния оборудования, соблюдения правил эксплуатации опасных производственных объектов (на примере ГРС) и требований нормативных документов.
Технические средства обучения позволяют отработать практические навыки оценки технического состояния объекта как на действующем оборудовании блок-бокса ВРУ АГРС «Урожай-5», так и дистанционно, без присутствия на объекте.
Профстандарты:
– Специалист по эксплуатации газораспределительных станций;
– Работник по эксплуатации технологических установок редуцирования, учета и распределения газа.

По статистике подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вызвано опасными или неправильными действиями участников дорожного движения. И здесь очень многое зависит от мастерства водителя: его умения управлять автомобилем в нестандартных ситуациях, а еще лучше – уметь избегать их.
Учебно-методический комплекс «Защитное вождение» представляет собой готовый продукт, включающий дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации рабочих по курсу целевого назначения водителей любых категорий; рекомендации по проведению контроля знаний и умений слушателей, оценивающие степень сформированности практических навыков, закрепления опыта защитного вождения с точки зрения психологической готовности к безопасному управлению автомобилем; профессиограмму водителя, раскрывающую специфику профессионального труда и требований, предъявляемых к специалисту; дидактические материалы для сопровождения обучения водителей и самообучения; презентационные материалы; интерактивный макет; тренажер-имитатор; автоматизированную обучающую систему.
Обоснованием необходимости ежегодного обучения (повышения профессионального мастерства) водителей является не только требование системы автомобильного транспорта, но и нормативные требования по охране труда, а также предъявляемые повышенные требования безопасности к профессии водителя.
Под «защитным вождением» понимается водительский стиль, позволяющий избежать ДТП, несмотря на любые действия других участников движения и любые дорожные и погодные условия.
Задачи изучения программы:
– повысить ценность собственной жизни обучающихся;
– улучшить способность к прогнозированию поведения окружающих участников дорожного движения;
– снизить вероятность попадания в дорожно-транспортные происшествия сотрудников, управляющих транспортными средствами;
– мотивировать водителя к применению защитного стиля поведения;
– показать преимущества, которые дает защитное вождение и возможные потери в случае дорожно-транспортного происшествия;
– углубить знания правил дорожного движения и ознакомить водителей с их актуальным состоянием.
Тестовые материалы предназначены для проведения входного и итогового контроля, а также получения объективных оценок уровня профессиональных компетенций, полученных обучающимися в процессе обучения.
Данные материалы представлены в различных формах, выбор которых зависит от содержания и целей тестирования, что придает процессу контроля структурную целостность и определенность, процедурную организованность.
Сборник лекций по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации рабочих по курсу целевого назначения «Защитное вождение» является учебным пособием для обучения рабочих по профессии «Водитель». В нем содержится систематизированная информация, дополняющая учебный материал, предусмотренный программой.
С целью улучшения восприятия и усвоения изучаемого материала к сборнику лекций разработана презентация.
Интерактивный макет – это метод ситуационного моделирования управления транспортными средствами в штатных и нештатных ситуациях. Данный макет используется как средство наглядной демонстрации с помощью вспомогательного технического средства обучения при проведении как теоретических, так и практических занятиях с водителями автотранспортных средств различных категорий.
Интерактивный макет позволяет спроецировать реальную ситуацию, возникшую на дороге, что помогает обучающимся сопоставить теоретический материал с тем, как такая ситуация выглядит на самом деле.
Применение интерактивного макета и метода ситуационного моделирования обеспечивает формирование готовности участников дорожного движения к прогнозированию появления предаварийных ситуаций, выявлению условий их появления, а также предупреждению аварийных ситуаций, надежность личности в случае возникновения транспортного происшествия и в послеаварийный период. Водитель становится способным выходить из аварийной ситуации с сохранением собственной жизни и наименьшими потерями.
Цель тренажера – научить водителя предугадывать возможные варианты событий в зависимости от дорожной ситуации для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Перед пользователем ставится задача доехать до пункта назначения без дорожно-транспортных происшествий. При работе на тренажере отображается карта города, маршрут и точки на карте, где может произойти опасная дорожная ситуация. В каждой ситуации обучающемуся выдается задание и краткое разъяснение в виде компьютерной анимации обзора из кабины и текстового описания. Каждая дорожная ситуация анимирована и разбита на реперные точки, в которых обучающийся должен принять одно из предоставленных решений за определенное время и с минимальным количеством попыток. Каждое решение ведет к последствиям. При работе на тренажере пользователю предлагается описание и визуализация (3D-анимация) дорожной ситуации. Автоматизированная обучающая система (АОС) состоит из 4 разделов с текстовым лекционным материалом, наполненных фотографиями, учебными плакатами и графиками, видеосъемкой произошедших дорожно-транспортных происшествий, учебными роликами с компьютерной графикой для разбора аварийных ситуаций, видеолекциями. После каждого раздела присутствует блок контроля знаний для закрепления материала. После изучения всей АОС предлагается пройти проверку знаний по всей теме.
Особенностью АОС являются интерактивные видеолекции, построенные в виде диалога с обучающимся. После постановки вопроса обучающемуся предлагается несколько вариантов ответа на него, после выбора которого лекция будет продолжаться на основе ответа обучающегося.