«Подсистема обучения диспетчерского персонала»
Тренажер-имитатор

Назначение и область применения:
ПС ОДП обеспечивает проведение занятий в учебном классе с участием преподавателя, самостоятельного тренинга диспетчерского персонала непосредственно на рабочем месте без отрыва от выполнения служебных обязанностей и технической учебы в ЛПУМГ.
ПС ОДП предназначена для подготовки и повышения квалификации диспетчерского персонала, сменных инженеров, специалистов АСУ ТП и газотранспортной сети, рабочих по профессии «Машинист технологических компрессоров» 6 разряда.
ТИ обеспечивает формирование и отработку практических навыков реагирования в штатных и нештатных (в том числе аварийных) ситуациях на линейных участках МГ, компрессорных цехах, что оказывает непосредственное влияние на оперативность, качество и обоснованность управленческих решений, вырабатываемых диспетчером:
-безопасное и эффективное ведение нормального технологического процесса;
-безопасный пуск технологических установок;
-предупреждение аварий и ликвидация их последствий;
-безопасная остановка технологического процесса в типовых и специфических нештатных ситуациях;
-локализация аварийных ситуаций, возникающих как от внешних, так и внутренних возмущений.
Профстандарты:
1. «Работник по эксплуатации газотранспортного оборудования» (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 № 1063н, действие с 06.02.2016);
2. «Машинист технологических насосов и компрессоров» (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 02.08.2013 № 917 (с изм. от 25.03.2015);
3. Стандарт профессионального обучения рабочих по профессии 14 257 «Машинист технологических компрессоров» 4−6 разрядов", утвержденный Управлением по взаимодействию с дочерними организациями Департамента по управлению персонала ОАО «Газпром» 03.10.2013 (СНО 04.12.08.787.03).

Тренажер-имитатор предназначен для подготовки и повышения квалификации диспетчерского персонала по управлению динамическими режимами транспорта газа.
Подсистема обучения диспетчерского персонала (далее-ПС ОДП) является частью ИАСУ ТП ООО «Газпром трансгаз Сургут», которая на уровне ЛПУМГ обеспечивает:
• сбор, обработку и отображение технологических параметров из систем нижнего уровня в реальном режиме времени;
• выдачу управляющих команд на контролируемые объекты газотранспортной сети;
• хранение поступившей технологической информации и передачу ее на верхний уровень.
ПС ОДП осуществляет работу в 5-ти режимах: обучение, экзамен, статистика, демонстрация, помощь.
ПС ОДП состоит из следующих компонентов:
-автоматизированные рабочие места Обучаемых специалистов (АРМ Обучаемого), включая удаленный АРМ на компрессорной станции;
-автоматизированное рабочее место Преподавателя (АРМ Преподавателя);
-сервер БД, обеспечивающий функции:
• сохранение данных математической модели после каждой итерации расчета;
• сохранение фактических характеристик технологического оборудования при каждой итерации и пересчете параметров;
-сервер SCADA-системы ПК «Сириус — ИС»;
-сервер приложений, включающий модуль управления расчетами и модуль контроля, управления и выполнения сценариев учебно-тренировочных заданий.
-локальная сеть, обеспечивающая информационный обмен компонентами.
АРМ Обучаемого обеспечивает учебный процесс в 2-х режимах: режим обучения в учебном классе и режим индивидуального обучения с использованием удаленного АРМ. Данные режимы обучения обеспечивают выполнение функций:
• занятие с преподавателем;
• самостоятельное занятие;
• запланированные преподавателем задания в установленные сроки;
• просмотр библиотеки нормативной документации и учебно-методических материалов.
Основным назначением АРМ Преподавателя является создание учебно-тренировочных заданий (УТЗ) для проведения занятий. УТЗ включают в себя описание, изучение нормативной документации и учебно-методических материалов, проверку знаний (тесты) и выполнения сценария по управлению динамическими режимами транспорта газа. После запуска сценария преподаватель осуществляет контроль за его выполнением с помощью эталонного решения и может сформировать отчет о выполнении УТЗ.
ТИ является безопасным завершенным средством обучения, готовым к практическому применению.